Белорусы выступят на Ралли Россия

Ралли Россия
9-11 июля возле Санкт-Петербурга пройдёт одно из сложнейших ралли в чемпионате IRC «Rally Russia 2009». На этой гонке нашу страну представит Анатолий Шимаковский / Игорь Макарчук на Ford Fiesta ST. 

Более подробную информация о выступлении наших ребят опубликуем на днях. Пока предлагаем ознакомиться с выступлением экипажа в 2009 годуСайт Организаторов Ралли Россия: www.rallyrussia.com

Ралли Россия 2007

В середине июля Россия приняла четвертый этап международной раллийной серии IRC - Rally Russia. Одновременно прошел и пятый этап чемпионата России по ралли. Местом проведения этой знаковой для всего российского автоспорта гонки стал Выборг.

Главенствующий принцип
IRC (Intercontinental Rally Challenge - "Межконтинентальный раллийный вызов") - серия весьма молодая. Она была создана в 2006 году как международный раллийный чемпионат, и ее главная особенность - нетрадиционный принцип взаимодействия организаторов и участников. Соглашения заключаются не с гонщиками или их командами, а непосредственно с автопроизводителями. Что это означает? Если автомобильная фирма является участником IRC, то все пилоты, выступающие на автомобилях данной марки (будь то современный болид заводской подготовки или скромный представитель семейства, доработанный небольшой частной компанией), автоматически становятся участниками серии.

Именно таким образом в зачет четвертого этапа IRC попали российские спортсмены, имеющие в своем распоряжении Mitsubishi Evo (но только класса подготовки N4), Citroen Saxo, C2 и Xsara, Peugeot 206 и 306, VW Golf и Polo. А это - ровно половина вышедших на старт экипажей. Однако из сильных россиян, способных закрепиться в первой десятке "абсолюта", можно было назвать разве что Андрея Жигунова, Бориса Зимина и Бориса Федотова. А как же лидер чемпионата вундеркинд Евгений Новиков, действующий чемпион России Александр Желудов, один из лидеров нынешнего чемпионата Евгений Аксаков, подающий надежды Евгений Вертунов? Здесь главенствующий принцип IRC сыграл в минус: все эти пилоты выступают на Impreza STI, а Subaru в число партнеров "Вызова" не входит...

Два зачета - одна интрига
Впрочем, все это условности. Ведь по-настоящему зачет IRC интересовал лишь иностранных гостей, прибывших в Россию для продолжения борьбы в многоэтапном "Вызове". А для россиян принципиальной была борьба в своем чемпионате - если кто и ехал в зачете IRC, так ведь только один этап.

Между тем главной интригой Rally Russia стало предстоящее сравнение зарубежных и российских участников: как на фоне европейцев будут выглядеть россияне? Вопрос на самом деле интересный, ведь результаты выступлений иностранных и местных пилотов "в массе" никто никогда не сравнивал, потому что такой возможности до этого просто не было. О соотношении уровня ведущих участников IRC и лидеров российского чемпионата до этого судить не приходилось. А тут как раз такой шанс!
Первую пищу для размышлений дал тестовый участок. Лучшее время по итогам всей серии заездов показал французский пилот испанской команды Peugeot Николя Вуйо, который в самый последний момент смог перекрыть результат финна Антона Алена (Abarth). Третий результат показали одновременно Борис Зимин и Андрей Жигунов, в то время как лидер личного зачета IRC Андреа Наварра разместился лишь на четвертой позиции. Впрочем, рассматривая результаты шек-дауна, следовало учитывать, что, во-первых, это не боевой спецучасток, а всего лишь 2-километровый отрезок трассы для отладки техники, а во-вторых, сильнейшие российские гонщики (Евгений Новиков, Александр Желудов, Евгений Вертунов) на тестовый участок вообще не приехали.

Многообещающий старт
Что ж, первая секция расставила все на свои места. СУ-1 к радости местных болельщиков выиграл лидер российского чемпионата Евгений Новиков, который на 2,1 секунды опередил шведа Джимми Йоге. Тройку лидеров замкнул Александр Желудов, а вот предполагаемые фавориты гонки - пилоты Abarth и Peugeot остались позади!

Но уже СУ-2 внес необходимые коррективы. Сложный техничный доп оказался более коварным, чем могли предположить некоторые из участников, - из гонки разом выбыло с десяток экипажей, в том числе Борис Зимин, Борис Ефимов и так хорошо начавший Александр Желудов. Участились сообщения о пробитых колесах и поврежденных подвесках, причем этой участи не избежал и Ренато Травалья. Выборг показал свое истинное лицо!

В этих непростых условиях вперед вышел Антон Ален, второй и третий результат показали пилоты Peugeot Николя Вуйо и Джимми Йоге. А вот для Новикова этот доп стал настоящим кошмаром: мало того, что экипаж промахнулся мимо одного из поворотов, так еще и мотор на машине дважды глох! Лучшим из россиян здесь был Евгений Аксаков лишь с шестым результатом!

Зато окончание первой секции Новикову удалось на славу: за два оставшихся спецучастка Евгений отыграл все упущенное время и вновь вышел в лидеры! Ален переместился на второе место, но для Abarth и это было хорошим результатом, учитывая неожиданно скромный темп лидера IRC Андреа Наварра: по непонятным причинам автомобиль итальянца "не ехал", так что максимум, что удавалось Наварра, - это держаться за первую десятку. Позиции с третьей по пятую захватили представители шведской и испанской команд Peugeot - Йоге, Вуйо и Гарсия Охеда, замкнул шестерку лидеров Евгений Аксаков.

Смена лидера
Последовавший за регруппингом СУ-5 стал переломным для хода всей гонки. Этого, кстати, ждали - сложный 30-километровый спецучасток обещал собрать немалый "урожай" сошедших с дистанции экипажей. И собрал: из 54 стартовавших машин до финиша добралось лишь 43, еще две сошли позднее, на перегоне.

Дуэль Новиков - Ален продолжилась, но на этот раз финн оказался быстрее и вновь вернул себе лидерство в гонке. Ответного хода со стороны россиянина можно было ожидать уже на следующем спецучастке, но его не последовало: оказалось, что Новиков сошел - пробитый на злополучном допе поддон лишил двигатель масла уже на перегоне. Еще одной жертвой СУ-5 стал стабильно входивший в число лидеров Джимми Йоге: он вылетел с трассы, разбил автомобиль и борьбу на этом был вынужден прекратить.
Остаток дня прошел без сенсаций: Антон Ален продолжил лидировать и даже позволил себе проехать заключительный спецучасток дня, "слегка сбросившись", ведь преследователи - представители испанской команды Peugeot Энрике Гарсия Охеда и Николя Вуйо заметно отстали. На четвертое место смог выйти напарник Алена Андреа Наварра. На последнем допе не повезло Дани Сола: лучший среди монопривродников, на СУ-7 он столкнулся с техническими проблемами и был вынужден отступить с 6-й позиции на 12-ю - хорошо, что остался в строю. Что касается россиян, то теперь они могли полностью сосредоточиться на своем чемпионате: лучший из представителей России Евгений Вертунов разместился на 6-й позиции, Андрей Жигунов - на 7-й.
Из 82 стартовавших экипажей до финиша первого дня добралось лишь 39...

Ожидаемый финиш
Из соображений безопасности СУ-10 был отменен, поэтому во второй спортивный день участникам предстояло преодолеть не четыре, а всего три заключительных спецучастка. Из-за прошедшего ночью дождя покрытие на некоторых отрезках стало скользким - вновь последовали вылеты. По-прежнему хватало технических проблем, головной болью для многих экипажей стало повреждение шин, принявшее массовый характер.

Впрочем, на лидирующем составе эти проблемы никак не сказались. Все три спецучастка вчистую выиграл Антон Ален - своим преследователям финн не отставил ни одного шанса. Да и сами соперники шли в более-менее ровном темпе: на втором месте гонку закончил Энрике Гарсия Охеда, на третьем разместился напарник по команде Николя Вуйо. Лидер чемпионата Андреа Наварра стал лишь четвертым, зато не только сохранил лидерство в личном зачете, но и помог команде сравняться с главным соперником: теперь у Abarth и Peugeot - по 48 очков.

Так определилась тройка лидеров не только в абсолютном зачете соревнований, но и в классификации этапа IRC. Что же касается этапа чемпионата России, то здесь борьба между Евгением Вертуновым и Андреем Жигуновым шла вплоть до последнего спецучастка. Сражаясь за победу на этапе, лучшие из россиян взвинтили темп настолько, что то и дело вклинивались в шестерку сильнейших. Немудрено, что по итогам всей гонки Вертунов занял шестую позицию, при этом 24-летний пилот заслуженно взял победу на этапе российского чемпионата - первую в сезоне и вторую в своей спортивной карьере. Андрей Жигунов был вынужден смириться со своим вторым местом (до первого не хватило чуть-чуть), на нижней ступени подиума - многоопытный Борис Федотов.

Два вопроса
На первый, озвученный выше, ответ уже найден: пока что топ-гонщики IRC быстрее лидеров российского раллийного чемпионата. Приятное исключение - восходящая звезда российского автоспорта Евгений Новиков, всерьез навязавший борьбу победителю гонки Антону Алену. Впрочем, сравнение можно и повторить. А вот это уже второй, куда более важный вопрос: будет ли что-либо подобное в следующем году? Очередной этап IRC или, возможно, что-то другое, но именно гонка международного уровня? Вариться в собственном соку российским спортсменам уже хватит.

Техника IRC
К участию в этапах IRC допускаются автомобили групп N и A, включая классы Super 1600 и Super 2000, но за исключением "монстров" WRC (класс А8). Таким образом, организаторы серии стоят на страже экономии, пытаясь не допустить гонки бюджетов.

В настоящий момент IRC поддерживает шесть автомобильных брендов: Fiat (а точнее, партнер итальянского концерна компания Abarth, известная своими спортивными успехами), Peugeot, Citroen, Honda, Volkswagen и Mitsubishi. Лишь "три бриллианта" не спешат создавать заводскую или "околозаводскую" команду, предоставляя частникам право защищать честь марки. Остальные производители, открыто или прикрываясь "филиалами", принимают в IRC весьма деятельное участие.

Основная борьба ведется в классе Super 2000. Здесь задействована весьма серьезная техника: автомобили оснащаются 2,0-литровым атмосферным мотором и полноприводной трансмиссией. В данном классе сражается победитель предыдущего сезона Abarth (Grande Punto S2000), Peugeot (207 S2000), а с третьего этапа нынешнего сезона еще и Volkswagen (Polo S2000). Как было сказано выше, марка Mitsubishi представлена частниками, а основная ударная сила - Evo IX группы подготовки N4.

Honda в IRC представлена итальянским партнером JAS Motosport. Civic Type-R подготовлен по группе А7 (монопривод, атмосферный двигатель не более 2,0 л), но по сути это один из первенцев группы R3 - согласно новой классификации раллийной техники, вводимой FIA с 2008 года. С оглядкой на изменение классификации создавался и Citroen C2 R2 (группа подготовки А6/R2). Естественно, в абсолютном зачете эти машины уступают полноприводным двухлитровикам из Super 2000, но они в несколько раз дешевле "монстров". А в своих классах это весьма конкурентоспособная техника.

Лица IRC
Лидером IRC в Выборг приехал Андреа Наварра: после трех первых этапов представитель команды Abarth имел перед своим соперником из Peugeot Энрике Гарсия Охеда преимущество в 10 очков. 36-летний Наварра может похвастать титулом чемпиона Европы и удачными стартами в WRC (в 2004 году на "Ралли Сардиния" итальянец умудрился обойти заводских пилотов и стать четвертым, хотя выступал на "частной" Subaru Impreza WRC!).

Увеличить свои шансы на победу на российском этапе Abarth решил проверенным способом - пригласил за руль второго автомобиля финна Антона Алена. Гонка проходит рядом с Финляндией, допы во многом напоминают спецучастки "Ралли Финляндия", так что и карты финну в руки. Ален и в самом деле успел зарекомендовать себя как классный гравийный специалист, удачно выступив на нескольких типичных этапах WRC в классе N4. Как показали события Rally Russia, выбор в пользу Алена был абсолютно верным.

Входящих в число лидеров личного зачета IRC гонщиков испанской команды Peugeot Энрике Гарсия Охеда и Николя Вуйо также можно отнести к числу сильных спортсменов, правда, пока что не очень титулованных. Впрочем, Энрике уже отметился победой на одном из этапов WRC (в классе N4).

Перед стартом в Выборге шведа Джимми Йоге рассматривали исключительно как темную лошадку. Первую секцию пилот шведской команды Peugeot преодолел на высоком уровне, а затем... улетел, подтвердив тем самым свой пока еще неопределенный статус.

Серьезным соперником для пилотов Abarth и Peugeot на российском этапе мог бы стать Ренато Травалья - двукратный чемпион Европы по авторалли. Причем в отличие от соперников, выступающих за рулем автомобилей Super 2000, Травалья, защищающий честь марки Mitsubishi, едет на турбированном Evo IX (N4). В Выборге итальянцу не повезло: из-за сломанной подвески он был вынужден сойти на шестом спецучастке.

Безо всякой надежды на лидерство в "абсолюте", но с явной целью победить в своем классе на 1,6-литровом Citroen C2 в Выборг прибыл Симон Жан-Жозеф. Чемпион и бронзовый призер европейского раллийного чемпионата в 2004 и 2005 годах соответственно, Жан-Жозеф, кроме того, выступал на этапах WRC (на болидах WRC) и даже несколько раз попадал в десятку лучших. На Rally Russia француз занял 11-е место в "абсолюте" и заслуженное первое в классе А6.

Ну и, наконец, Даниэль Сола. Пилот, известный своим выступлением в WRC, пересел за руль Honda Civic. Имея в своем распоряжении куда более скромный автомобиль группы подготовки А6 (будущей R3), в Выборге Сола смог зацепиться за лидеров и много им не проигрывал. Увы, технические проблемы сначала откинули его на шесть мест назад, а затем и вовсе привели к сходу с дистанции.

Скользко, быстро и опасно
Допы в Выборге - настоящий рай для пилотов и сущий ад для техники. Ледниковый период дает о себе знать: на дороге и рядом с ней очень много камней, о которые можно повредить шины, пробить картер двигателя или коробки - и мощная защита не поможет! Попытки объезжать препятствия тут же сказываются на темпе, а ехать "на все" - серьезный риск повредить автомобиль или "убраться" с трассы. Длинные спецучастки отнимают много сил - на финиш спортсмены приезжают выжатые. Несмотря на все это, гонка в Выборге пользуется у раллистов большим успехом - они ценят тяжелые допы как раз за их "труднопокоримость" и сравнивают с финскими. После гонки иностранные пилоты согласились со своими коллегами: Выборг действительно похож на Финляндию, только допы более быстрые и "жесткие". И трамплинов здесь хватает.

Белорусское присутствие
Ирония судьбы: под белорусским флагом на Rally Russia выступали самые что ни на есть россияне Игорь Маслов (Москва) и Дмитрий Мячин (Калининград). Впрочем, постоянные участники белорусского раллийного чемпионата нам и впрямь как родные, а белорусское "происхождение" объясняется просто: оба спортсмена выступают с белорусской лицензией. Кстати, в качестве консультанта был приглашен ветеран белорусского автоспорта Игорь Рубинчик.

Участвуя в ралли в Выборге впервые, экипаж предпочел не рисковать и выбрал тактику надежной езды, что позволило закончить первый день на 23-м месте (всего финишировало 39 участников). Но второй день оказался менее удачным: на СУ-9 ребята выбыли из гонки, оказавшись за пределами трассы. Сработала мина замедленного действия: экипаж ошибся не в гонке, а гораздо раньше, на ознакомлении с трассой. И "убрался" в неправильно прописанном повороте...

"Там настоящий Сталинград!"
На финише каждого допа участников ждал блицопрос. Предлагаем вашему вниманию наиболее любопытные ответы.
Леонид Кажукало (N32): Все более-менее. Зрители выкатывают камни на дорогу.
Сергей Иванов (N61): Ралли не шахматы - тут думать надо! Много поворотов, но каждый - одно удовольствие. Доп просто супер!
Борис Шустров (N80): Очень быстро, полный писец!
Алексей Маслов (N79): Это лучший доп в мире, только аккумулятор не работает...
Евгений Иволин (N47): Там настоящий Сталинград!
Вадим Лелюх (N82): На СУ-1 оторвали радиатор. И вообще все, что можно было оторвать, оторвали. Сейчас пытаемся доехать до сервиса.
Елена Голубкина (N59): Нужно было думать головой при прописке. Я завысила все повороты на один.
Михаил Лебедев (N66): Вы удивитесь! Ни в одно дерево не попали!
Алексей Малахов (N72): Как верблюды. Воды столько отдали, что кровь загустела. А так все нормально.
Михаил Фролов (N29): Просто отлично, едем по-прежнему без передач и двух колес - у меня мопед!

Ралли Россия 2008

Выборг всегда славился убойными трассами, но в этот раз, похоже, превзошел сам себя. Соперники сражались не столько между собой, сколько с трассой, которая временами напоминала каменоломню, а не раллийный спецучасток. Пробитые колеса и загнутые диски - меньшее из того, что могло случиться с любым из экипажей. Оторвать глушитель или "разобрать" подвеску было проще простого, и для этого вовсе не обязательно было куда-нибудь улетать - достаточно просто держать высокий темп на изобилующей булыжниками и валунами трассе. В борьбе за результат сошли все лидеры российского чемпионата, в строю остались середнячки и... звезды IRC, прибывшие в Россию на очередной этап "Межконтинентального раллийного вызова".

Русские не сдаются...
Как и в прошлом году, ралли в Выборге проходило не только как этап российского чемпионата, но и как этап международной серии IRC. В каждом зачете - свои лидеры и свои "терки", но ведь интересно сравнить уровень российских и лучших европейских гонщиков! В прошлом году лишь вундеркинд Евгений Новиков смог составить достойную конкуренцию гостям. Он даже умудрился выйти в лидеры, но на одном из СУ повредил масляный поддон и выбыл из борьбы.

В этом году история повторилась: после первого дня Новиков был четвертым, а на следующий день перебрался уже на вторую позицию, аккурат между двумя финнами - дебютировавшим за рулем автомобиля S2000 Юхо Хянниненом и прошлогодним победителем российского этапа Антоном Аленом! На счету Жени было лучшее время на сложнейшем СУ "Топольки", и это - на "старой" Subaru Impreza N12! Однако третий день стал для Новикова роковым: на предпоследнем спецучастке он повредил свой автомобиль (дверь, порог, рычаг подвески), но все же вышел на старт заключительного СУ-12. Увы, до финиша он так и не дотянул: сначала оторвалось заднее колесо, затем о камни протерся бензобак, и лидер российского чемпионата встал.
Легким утешением для Новикова могло служить то обстоятельство, что никто из прямых соперников по национальному чемпионату тоже не доехал до финиша. На том же СУ-12 остановился Андрей Жигунов, пробивший масляный радиатор. Чуть раньше контрольную карту сдал Александр Желудов, у которого вышел из строя мотор. А днем ранее гонку прекратил действующий чемпион Евгений Вертунов (обрыв ремня генератора был не самой большой проблемой, но команда решила не возвращаться в гонку по Супе-ралли, дабы не гробить и без того "уставший" автомобиль). Парадоксально, но факт: лучшим из россиян стал первоуралец Олег Антропов на старом Mitsubishi Evo VI, до этого в Выборге выступавший только однажды и вышедший на старт этапа нынешнего российского чемпионата лишь во второй раз. При этом в абсолютном зачете Антропов был девятым - впереди оказались участники IRC.

Но гости сильнее
Автомобили класса Super2000 не только быстрее "стандартных" машин класса N4, но и прочнее: их ходовая часть лучше справляется со всеми "сюрпризами" раллийных допов. Добавим к этому более высокий уровень технической поддержки экипажей IRC и получим естественный результат: в то время как автомобили россиян постепенно "сыпались", болиды S2000 продолжали показывать завидную живучесть. Впрочем, гостям расслабляться тоже было нельзя. Так, уже в первый день сошли Дани Сола и Дидье Ориоль, а неплохо начавший гонку Антон Ален из-за прокола колеса был вынужден опуститься на 7-ю позицию.
Во второй день прошлогодний победитель ралли "Россия" прибавил - поднялся на третью позицию, разместившись вслед за Хянниненом и Новиковым. Сход россиянина в третий день позволил Алену выйти на второе место, но земляка Антон достать уже не мог, несмотря на то, что Юхо немного "сбросился" - при имевшемся отрыве от соперников рисковать попросту не было смысла. На третьем месте финишировал напарник Алена по команде Жандоменико Бассо, оставив за собой Фредди Лойкса, Николя Вуйоза и Яна Копецки. Но поскольку вся эта братия выступала на Peugeot, "серебро" и "бронза" экипажей Abarth не смогли компенсировать отставание этой марки в зачете производителей - лидерство по-прежнему за Peugeot. Зато финишировавший пятым Вуйоз взял четыре важных для себя очка и теперь делит первую позицию с Лукой Розетти, пропустившим российский этап IRC.

IRC и WRC?
Ралли в Выборге должно было иметь еще один статус - кандидата в этапы WRC. Но буквально за месяц до гонки организаторы разошлись: инициатор проекта WRC Сергей Успенский решил перенаправить свои усилия на ралли "Новороссийск", где сейчас и верстается кандидатская гонка (в связи с чем был "перекроен" российский раллийный календарь, а дата проведения "Новороссийска" перенесена на более ранний срок). Если все будет хорошо, через два года Россия сможет принять у себя этап WRC, но не в Выборге, как предполагалось вначале, а в Новороссийске. Так что у россиян есть все шансы получить сразу два чемпионата: мировой WRC и "Межконтинентальный раллийный вызов" IRC. Причем в разных местах и с разными организаторами.

Статистика, факты
Ралли "Россия" проходило сразу в пяти (!) статусах: IV этап серии IRC, V этап Открытого чемпионата и чемпионата России, II этап Кубка Citroen, IV этап Кубка Ford и VI этап Кубка "Рольф" (для участников на Mitsubishi Evo).

Ралли "Россия" проходило три дня, каждый из которых включал две секции по два спецучастка. Итого за три дня экипажам предстояло преодолеть 12 гравийных СУ общей протяженностью 229,36 км, а весь маршрут ралли составил 864,88 км.
На старт гонки в первый день вышел 71 экипаж, до финиша добралось 49. Во второй день благодаря системе Супе-ралли борьбу продолжило 67 участников, но лишь 38 финишировало. Наконец, в третий день на старт вышло 57 экипажей, до конца дистанции добралось 39. По ходу соревнования системой Супе-ралли воспользовалось 30 экипажей, некоторые даже дважды.
Четвертую секцию ралли сложно назвать полноценной: СУ-7 был остановлен из-за образования "затора" (автомобиль Юрия Кириллова развернуло поперек дороги, и в него "уперлись" остальные участники), а СУ-8 - из-за "крыши" Константина Коваленко.

Белорусское присутствие
Среди участников ралли "Россия" был и белорусский экипаж в составе Анатолия Шимаковского и Игоря Макарчука. Несмотря на то что в Выборг ребята отправились впервые, шансы показать хороший результат были. Так, после первого дня соревнований экипаж занимал 35-е место в абсолютном зачете и 6-е в классе А6, куда белорусский Saxo отправили из-за несоответствия некоторых деталей омологационной карте по группе N2 (кстати, как считают сами спортсмены, к ним просто придрались: все "несоответствие" заключалось в отсутствии заднего спойлера и стеклоочистителя на крышке багажника, а также в неомологированных верхних опорах стоек амортизаторов. Конечно, правила есть правила. Но... Подобными "мелочами" грешили и автомобили других участников, но их оставили в "стандартном" классе N2, а белорусам пришлось сражаться в группе "заряженных" машин). На первом спецучастке второго дня СУ-5 "Тайга" наш экипаж показал 37-й результат (из 67 стартовавших!), что соответствовало 7-му времени в группе А6. Но на следующем спецучастке белорусы сошли: после приземления на одном из трамплинов разрушилась передняя подвеска, автомобиль сделал несколько переворотов через "нос". К счастью, экипаж не пострадал, а вот Saxo, похоже, пойдет на списание.

Статья подготовлена при использовании материалов газеты "Автобизнес-weekly". Автор текстов Иван КРИШКЕВИЧ.

30 Июня, 2009  01:42 / Просмотров: 2355 / Печать

В этом разделе

Добавить комментарий

Сайт для любителей джипов? (да / нет)