Визит президента FIA Жана Тодта в Беларусь – вопросы есть, заинтересованных нет

Жан Тодт
Приезд на прошлой неделе в Беларусь нового президента FIA Жана Тодта создал прецедент, оценить который можно со временем. Ведь фигура такого уровня приезжает к нам в республику впервые за все время существования независимой Беларуси!

После прошедшей недавно в Москве конференции по безопасности дорожного движения, которую открывал президент России Дмитрий Медведев, приезд к нам Жана Тодта выглядел невероятной сказкой. Тем не менее приезд в Минск состоялся, и была проведена пресс-конференция. Для прессы были озвучены темы, которые будут рассмотрены с участием президента FIA:
1. Перспективы развития автоспорта в РБ.
2. Безопасность дорожного движения. Участие автоклубов в вопросе пропаганды безопасности дорожного движения.
3. Привилегии, предоставляемые членам автоклубов.
4. Этапы развития и привлечение в клубное движение.

Изначально в разосланном пресс-релизе говорилось, что кроме Жана Тодта в пресс-конференции примут участие Питер Догвилер – гендиректор Региона № 1 FIA, Дэвид Вод – гендиректор FIA Fondaition, а также начальник УГАИ МВД РБ Литвин Ю. А., министр транспорта Щербо И. И., министр спорта и туризма Качан О. Л.

Однако, как сообщили организаторы пресс-конференции, внезапно изменившаяся погода нарушила весь распорядок встречи – пресс-конференция началась с небольшим опозданием. Для встречи с журналистами прибыли: президент FIA Жан Тодт и Дэвид Вод и проводящая сторона в лице председателя Белорусского клуба автомототуризма Рафаила Мусаева. 

Встреча оставила двоякое впечатление. С одной стороны, впервые Беларусь посетил чиновник такого высокого уровня (в чем несомненная заслуга руководителя БКА Рафаила Мусаева), а с другой – многим присутствующим журналистам было непонятно, почему на пресс-конференции отсутствуют люди с белорусской стороны, которые непосредственно занимаются вопросами в области обеспечения безопасности дорожного движения и развития автоспорта. Мы так и не увидели обещанных начальника УГАИ МВД РБ Ю. А. Литвина, министра транспорта И. И. Щербу, министра спорта и туризма О. Л. Качана… Про структуру, занимающуюся развитием автоспорта Беларуси, в лице председателя БАФ, экс-министра транспорта В. Г. Сосновского я не говорю вообще – его даже не приглашали! Это было фактически оплеухой руководству БАФ. Впрочем, как и ДОСААФ. Хотя вряд ли что-либо хорошего поведал бы журналистам председатель БАФ, ведь почти за 2 года своей деятельности он так и не сумел выполнить даже 15 % от заявленного в своей предвыборной программе (с ней можно ознакомиться на форуме adt.by)! И если с организацией безопасности дорожного движения в республике работа ведется, причем дающая результат, то с развитием автоспорта у нас не заладилось… И так как этот вопрос мне особенно близок, то остановлюсь именно на нем.

Многие желали воспользоваться возможностью и узнать у президента FIA Жана Тодта (бывшего руководителя команды «Феррари» в «Формуле-1») о состоянии и перспективах развития автоспорта в Беларуси… На что Жан Тодт честно ответил, что глубоких знаний о состоянии дел в автоспорте Республики Беларусь он не сумел получить, так как не удалось встретиться ни с министром спорта, ни с другими компетентными людьми… В то же время он сказал, что знает, как много молодых людей хотели бы заниматься этим увлекательным видом спорта, и что он это только приветствует.

На сегодняшний день Беларусь в FIA представляет 2 общественных организации – клуб БКА и БАФ. Разница только в том, что БКА является активным членом этой организации и не имеет долгов, а БАФ самоустранилась от плодотворной работы и является многолетним должником (есть долги с 1995 года)! Я уже не говорю про отсутствие БАФ на ежегодных встречах руководителей федераций, где принимается много важных решений… 

Честно говоря, наболело – и я не смог удержаться, чтобы не задать вопрос: «А как долго FIA будет ждать погашения долгов?» На что Тодт ответил: «Мы обсуждали этот вопрос в пятницу во время встречи в Монте-Карло. Было решено предоставить всем федерациям, имеющим долги, последнюю отсрочку. Если они оплатят хотя бы 50 % своих задолженностей до 31 марта, то смогут начать сотрудничество с чистого листа. Что произойдет в противном случае? Если человек не может вернуть кредит на покупку автомобиля или квартиры, то его лишают имущества. Мы будем вынуждены поступать аналогично, то есть исключать такие федерации из нашей организации».
Как говорится, без комментариев…

В то же время приятно было отметить расположенность президента FIA к массовым видам автоспорта и молодым дисциплинам – драгрейсингу, автослалому, дрифтингу, где в случае необходимости FIA готово оказать содействие в обеспечении безопасного проведения соревнований. Ведь именно отсюда вышло много известных гонщиков. Более того, учитывая, что следующее десятилетие в мире объявлено десятилетием безопасности дорожного движения, к проведению разного рода акций будут привлекаться известные автогонщики, как это уже проходило в этом году с участием Михаэля Шумахера и Себастьяна Лоеба. 

На вопрос журналиста БТ: «Могут ли состояться соревнования «королевы автоспорта» F1 в Беларуси?» Жан Тодт ответил, что был бы рад этому тоже, но все зависит от наличия промоутеров в республике, гарантий государства, наличия соответствующей трассы. Во всяком случае, дорога к нам не заказана, и FIA готово оказывать содействие проведению гонок такого уровня в Беларуси! Но при соблюдении вышеперечисленных условий.

Покидая пресс-конференцию, подумалось: а не сон ли это? А может и вправду… не замахнуться ли нам на… F1? Хотя ничего не возможного нет – не получается у того, кто ничего не делает! Жаль, что в очередной раз о возможности проведения соревнований самого высокого уровня в республике многие чиновники узнают только из СМИ.

Уже подготовив материал в печать, я вдруг вспомнил о статье, которую написал более года назад, но так и не пустил в номер. Теперь, после этой встречи с президентом FIA, я понял, что сделал это напрасно, ведь развивать автоспорт можно и критикуя его. Точнее людей, взявшихся за его развитие.

Кризис жанра?
Ситуация, сложившаяся в руководстве БАФ, не может оставить равнодушным всех, кому близок автомобильный спорт в нашей республике. В начале 2008 года на отчетно-выборной конференции БАФ кандидатом в председатели этой общественной организации министром транспорта и коммуникаций Сосновским В. Г. спортсменам была роздана программа, где он изложил свое видение по развитию автомобильного спорта в Беларуси. Многие члены федерации поверили обещаниям министра, тем более что он обещал проводить встречи со спортсменами чуть ли не каждые 2 недели! Я и сам, несмотря на внутренние противоречия из-за того, с какими нарушениями проводилась конференция, отчасти поверил в искренность слов Сосновского. А вдруг во мне говорит личная обида? Проголосовали – большинство «за» кандидатуру нового председателя БАФ. Но что может сделать чиновник никогда не занимавшийся автоспортом? В помощники ему выбираются 2 заместителя. За первого проголосовали единогласно – выбрали Менделева А. М., который в то время являлся начальником УГАИ МВД РБ. Причем без всяких оговорок. А со вторым вышла осечка. Новый председатель предложил Альхимовича А. Н., но кандидатура на голосовании не прошла… Сосновский вновь попросил собравшихся поддержать предложенную им кандидатуру, но и второй раз спортсмены «прокатывают» Альхимовича А. Н.! Такого «режиссеры» выборов не ожидали. Пришлось Сосновскому В. Г. в третий раз обратиться к участникам собрания и аргументировать, что без опытного заместителя ему будет трудно руководить федерацией. Это напоминало известный рекламный телевизионный ролик: «А я говорю, влезет!» С третьей попытки (!), уступив уговорам министра, Альхимовича все-таки выбирают на пост заместителя председателя БАФ. (Попробовали бы у нас так выбирать парламент…). Прошедшие выборы БАФ – это уже история, а вот последствия этой истории аукаются многим ее членам и сегодня. Как и ожидалось, занятость министра не позволяла уделять должного внимания своим предвыборным обещаниям, а соответственно, руководить приходилось опытному заместителю, то бишь, Альхимовичу А. Н. Календарь соревнований на 2008 год был им сформирован, как это виделось ему самому. По мнению многих спортсменов, такой зрелищный вид, как трековые гонки, был поставлен под угрозу из-за слишком плотного графика, который не давал возможности быстро восстановить автомобили после очередной гонки. Видимо, «опыт» подсказал, что надо поставить в календаре финальный этап чемпионата по летнему треку всего через неделю(!) после очередного этапа. Так и таблицу из девяти участников будет собрать проблемно. Слава богу, руководство ДОСААФ вняло просьбе комитета по трековым гонкам и перенесло финал на неделю позже. Думаю, не случайно игнорирование и некоторых обращений комитета по трековым автомобильным гонкам и скоростному маневрированию в президиум БАФ. Даже когда обращение подписывают сразу три председателя комитетов по разным дисциплинам – треку, ралли, кроссу, ответ от президиума так и не был получен! 

Но вот наступил и конец 2009 года и уже в феврале 2010 года должны состояться очередные перевыборы, а значит, фактически уже можно подвести итоги «плодотворной» работы нынешнего руководства БАФ. 

Если ознакомиться с предвыборной программой теперь уже экс-министра транспорта и пока действующего председателя БАФ Сосновского В. Г. (на форуме сайта adt.by), то можно в полной мере оценить то, что сделано, и обещания. Более того, решения принимаемые на президиумах, также выполнялись не все. Так и не увидел свет новый ежегодник с действующими правилами проведения соревнований, спортивным кодексом и другими необходимыми документами. Календарь соревнований в 2009 году резко сократился, впервые за много лет не состоялся чемпионат в таких популярных дисциплинах, как летние трековые гонки и скоростное маневрирование. Количество этапов чемпионата по кроссу было уменьшено, якобы в борьбе за качество...

В 2008 году заседания президиума часто проходили без председателя, который был, видимо, занят на министерском посту, а все руководство легло на плечи его заместителя-пенсионера Альхимовича А. Н., которого утверждали с таким трудом. Регламенты соревнований зачастую появлялись за неделю(!) до соревнований… Но вот в первой половине 2009 года Сосновского снимают с должности министра транспорта и, казалось бы, что он сосредоточится на деятельности федерации. Действительно, президиумы с его участием стали проходить чаще, только пользы от этого спортсмены так и не увидели. Все-таки отсутствие спортивного опыта, видимо, сказалось. Свое бездействие можно было бы скрасить долгожданной покупкой электронной засечки, в которой так нуждаются спортсмены, но и эта «вкусная конфета» перед очередными перевыборами так и не смогла стать реальностью… Ведь у самой федерации денег на ее покупку нет! А использовать свой административный ресурс экс-министру теперь уже вряд ли возможно…

Дальше – больше: заканчивается декабрь, а на сайте БАФ до сих пор календарь 2009 года, утвержденный Альхимовичем. Календарь же на 2010 год до сих пор на официальном сайте БАФ не опубликован! Более того, отсутствуют регламенты и техтребования на следующий сезон! А как же тогда утверждается календарь в минспорта, если его до сих пор нет в природе?! Неужели кризис в головах? Или опять календари будут составлены, как удобно господину Альхимовичу?
 
До очередных перевыборов осталось менее двух месяцев, и многие спортсмены поняли, что два года прошли даром. Некоторые спортсмены устали ждать решений от «доброго дяди» и сами берут на себя проведение соревнований. Недавно прошла рассылка членам БАФ с напоминанием об оплате членского взноса… Только теперь собирать «дань» с членов федерации будет сложнее, ведь кормить бездарность не хочет никто. Какие обещания услышат спортсмены в этот раз? Может с приходом очередного председателя что-то и изменится… Как писал Некрасов: 

«… Жаль только – жить в эту пору прекрасную 
Уж не придется – ни мне, ни тебе».

Шевченко Анатолий


Источник: газета АВТОДАЙДЖЕСТ
27 Декабря, 2009  09:44 / Просмотров: 3892 / Печать

В этом разделе

31 Декабря, 2013
С Новым 2014 годом!

Добавить комментарий

Сайт для любителей джипов? (да / нет)