Петр Орсик и Дмитрий Книга

Гонщики
Герои статьи – титулованные автогонщики Беларуси (двукратные чемпионы Европы, призеры и победители международных соревнований по трак-триалу), бывшие члены команды «МАЗ-Яровит» Петр Орсик и Дмитрий Книга. Беседа состоялась еще в 2000 году сразу после их первой победы в Чемпионате Европы.

СПРАВКА

Орсик Петр Иосифович. Мастер спорта Республики Беларусь. Водитель-испытатель. Родился в 1958 году. Призер Чемпионата России по ралли-рейдам 1997 г., призер Открытого Кубка России 1998 и 1999 гг., двукратный Чемпион Европы 2000 и 2001 гг., чемпион Содружества 2001 г. 

Книга Дмитрий Николаевич. Мастер спорта Республики Беларусь. Штурман экипажа. Родился в 1962 году. Обладатель Открытого Кубка России 1999 г., двукратный Чемпион Европы 2000 и 2001 гг., чемпион Содружества 2001 г.

– Расскажите о том, как вы пришли работать на Минский автозавод, а потом стали спортсменами-автогонщиками?

– П.О.: На МАЗ я пришел работать еще в 1978 году. Вначале работал водителем-испытателем в отделе дорожных испытаний. Испытывал автомобили семейства МАЗ-5335. Потом испытывал в Судане новый полноприводный грузовик МАЗ-6317. А после этого увлекся автоспортом. Но до появления спортивного общества “МАЗ-Яровит” у нас были только единичные выезды от завода. В команде я уже несколько лет и теперь автомобильным спортом занимаюсь серьезно.

– Д.К.: Я пришел на автозавод в 1985 году после окончания Белорусского политехнического института (теперь БНТУ). Два года работал в отделе кузовов конструктором. В 1987 году в нашем управлении главного конструктора появилась спортивная команда для участия в соревнованиях в кольцевых международных гонках на грузовиках (автомобилях-тягачах). На отдельных этапах белорусские автомобили были даже призерами. Я стал ее членом, где работал вместе с А.О.Синкевичем (спортивный директор команды “МАЗ-Яровит”). После роспуска коллектива мы создали фирму, производившую болиды для формулы-юниор и германского чемпионата, а потом картинги. А когда один из идейных организаторов БСО “МАЗ-Яровит” А.М.Бирюков (вице-президент общества и генеральный директор ЗАО “Яровит”) пригласил в команду Синкевича, Александр позвал и меня.

– Как давно существует ваш “экипаж машины боевой”?

– П.О.: Экипаж существует с того времени, как мы первый раз выехали на европейский трак-триал, то есть два года.

– В европейском чемпионате по трак-триалу вы участвовали во второй раз, а была ли разница перед первым и вторым выступлениями?

– П.О.: Безусловно, была. Особенность в том, что в этом году трассы были намного сложнее. Все зоны построили в сжатом режиме – много ворот, и самое главное – время прохождения секций ограничили. Иногда мы и не укладывались.

– Д.К.: В этом году уверенности было больше. Даже если соревнования проводятся в тех же карьерах, трассы все равно разные. Ворота каждый раз ставятся по-новому. В прошлом году мы выступали на серийном автомобиле, а в этом уже на специально подготовленной для таких соревнований машине.

– Вместе с заводской командой “МАЗ-Яровит” в чемпионате участвовала и заводская команда “УралАЗа”, а все остальные европейские команды, представленные на евротриале, не являлись заводскими. А существовала ли разница между вами и ими в подготовке техники, в особенностях тренировок?

– П.О.: Большой разницы нет. Взять хотя бы тот факт, что европейцы занимаются триалом 11 лет. А в Германии, как и у нас, проводится свой национальный чемпионат. Опыт у них большой. И судя по технической базе, у них есть фирмы-спонсоры, которые вкладывают денежные средства и обеспечивают всем необходимым. А нам помогают завод и ЗАО “МАЗ-Яровит”.

– Д.К.: Разница, наверное, в том, что мы больше работали над совершенствованием автомобиля. А нашим соперникам было сложнее  и тяжелее все раскрутить. Безусловно, заводская база много значит. Вопросы решаются оперативно. Большую помощь нам оказали в управлении главного конструктора и в экспериментальном цехе.

– Какие перед вами ставились задачи перед началом чемпионата и когда вы почуствовали, что можете победить?

– П.О.: В принципе, задача так и ставилась. Каждый спортсмен стремится быть первым. Мы почувствовали уверенность в своих силах где-то после Германии. Надежда появилась после Англии, где мы заняли второе место. А потом после победы в Германии она укрепилась.

– Д.К.: Первоначально мечтали быть в призерах, но, конечно, не первыми. Нельзя сказать, что мы были готовы всех “шапками забросать”. Но, в общем, получилось так, что до середины чемпионата занимали 4-5 места. Вначале были недоработки в конструкции машин, которые постепенно устранялись по ходу соревнований. На четвертом этапе, в Англии, мы заняли второе место. А после победы в Германии появилась желание побороться за главный приз.

– Роль пилота всем понятна, но не все знают, какие задачи стоят перед штурманом.

– П.О.: Я могу ответить просто – это моя правая рука и правый глаз. Штурман и пилот – это одно целое. Перед тем как выехать на этап, мы пешком проходим, оцениваем и просчитываем варианты, как его лучше пройти. Вместе решаем, а потом уже на трассе его правая сторона дороги, а моя – левая.

– Д.К.: Перед началом очередного этапа никто трассу не знает. Нет никаких специальных тренировок. Экипаж только может перед началом соревнований пройти по секциям, посмотреть расположение ворот, места проезда с учетом возможностей автомобиля. А дальше штурман – это вторая пара глаз водителя. Невозможно одному человеку видеть все с двух сторон. Ну и, соответственно, у пилота голова больше загружена информацией, в какой момент нужно повернуть. Я слежу за временем и за маршрутом.

– А есть ли разница между грузовиками, на которых вы выступали в этом и прошлом годах?

– П.О.: Я считаю, что данный грузовик, созданный на базе МАЗ-6317, совершенно новая модель.

– Д.К.: Как я уже говорил, в прошлом году мы выступали на серийном автомобиле МАЗ-6317. Посмотрели, проверили его и поняли, чтобы добиться высокого результата, надо коренным образом менять подготовку и конструкцию грузовика. И в межсезонье осень-зима были созданы две абсолютно новые модели разной колесной формулы. Доработали мосты, увеличили поворот передних колес, уменьшили массу, колею и базу автомобиля в соответствии с европейским регламентом. Старались создать авто, приемлемое для спорта, но не резко отличающееся от серийного.

– А что дает Минскому автозаводу участие в таких соревнованиях?

– П.О.: Участие в европейском триале и чемпионате СНГ – это форсированные испытания для машины. Пока они проходят успешно. И я думаю, что скоро она займет свое место на конвейере.

– Д.К.: Этот автомобиль показал себя с лучшей стороны. Трак-триал – это лучшие ускоренные испытания всего того, что проектировалось в конструкторских бюро. Все лучшее, что оправдало себя, будет внедряться в производство, а конструкция будет модернизироваться.

– А есть ли претензии к судейству?

– Д.К.: Хотелось бы, чтобы все было более объективно. Судьи сами иногда не знают некоторых нюансов. Они могут ошибаться и начинают спорить. Одну и ту же ошибку один может оценить в 30 баллов, а второй в 60. А ведь борьба идет за каждое очко. На последнем этапе нас отделяло от первого места 22 очка. Это два отката и два касания колышка.

– Какие планы у чемпионов Европы на следующий европейский трак-триал?

– П.О.: Несомненно, хотим победить. Нынешний успех ко многому обязывает. Мы надеемся на это. Но не надо сбрасывать со счетов и соперников. Они тоже будут серьезно готовиться.

– Д.К.: Вначале нас не воспринимали всерьез. Это потом обстановка изменилась. Надеемся победить, но сделать будет это намного сложнее.
Мечты спортсменов осуществились. В 2001 году они во второй раз стали европейскими чемпионами.

Р.S. По разному сложились судьбы спортсменов команды БСО “МАЗ-Яровит”. П.Орсик и Д.Книга сейчас работают на заводе компании “Яровит” в Санкт-Петербурге и в Минске бывают очень редко.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
По материалам газеты «Автодайджест» 2006 год

4 Октября, 2010  15:31 / Просмотров: 2241 / Печать

В этом разделе

31 Декабря, 2013
С Новым 2014 годом!

Добавить комментарий

Сайт для любителей джипов? (да / нет)